НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пред След

Новости

Известные сооружения: Фолкеркское колесо (Шотландия, 2002)

Автор: Янукович Т. В.

В 1998 году в Шотландии было решено возобновить приостановленное еще в 1930-х гг. судоходное сообщение между Глазго и Эдинбургом по каналам Форд-Клайд и Юнион. Проблема заключалась в перепаде высот между этими каналами: канал Юнион находится на 35 метров выше. В 19 веке эту проблему решили, соорудив между каналами 11 переходных шлюзов. В  конце 20-го века коллектив инженеров из нескольких британских компаний придумали более сложное, но элегантное решение. Судоподъемник диаметром 35 метров состоит из центральной оси и двух симметрично расположенных архитектурных элементов, выступающих в качестве «кабин» этого водного лифта. Внешний вид этих элементов, по словам архитекторов, был вдохновлен разными рукотворными и природными объектами, такими как кельтский двусторонний топор, пропеллер, грудная клетка кита и плавники рыб. 

 

Судоподъемник был изготовлен и полностью собран на заводе в Рипли (Дербишир), а познее разобран и перевезен в Фолкирк для окончательной сборки на месте. Строительство всего объекта, на котором было задействовано более тысячи рабочих, потребовало изъятия 250 тыс. тонн грунта, прокладки 160-метрового тоннеля диаметром 8 метров (для подводки акведука, который соединяет сам подъемник с каналом Юнион), усиления грунта, на котором стоит колесо, тридцатью 22-метровыми бетонными сваями,  прокладки 600 м дорог и сооружения многочисленных мостов, а для сборки деталей конструкции подъемного колеса потребовалось около 14 тыс. болтов. Кстати, акведук, примыкающий к подъемнику, все еще на 11 метров ниже канала Юнион, и судам на пути к каналу все же приходится пройти через два дополнительных шлюза. Первоначально планировалось обойтись без них, но в таком случае акведук пересекал бы вал Антонина, который является историческим памятником, и проектировщикам пришлось изменить проект в пользу прокладки тоннеля сквозь вал, и, соответственно, сооружения шлюзов.

Что касается самого колеса, поднимающего суда на акведук, главная его деталь – два кессона объемом 250 тыс. литров, несущие вес 500 тонн (суммарно). Компьютерная система следит за уровнем воды в кессонах, который должен быть равным (система допускает разницу всего в ±37 мм). Колесо вращают 10 гидравлических двигателей, при этом кессоны должны вращаться относительно колеса, чтобы не изменять положения относительно каналов. Хотя поворот кессона происходит естественным образом за счет его веса, механизм из трех зубчатых шестерен используется, чтобы кессоны вращались точно с необходимой скоростью, равномерно и оставались идеально сбалансированы. 

 

Copyright 2013. CrashCom
Каталог TUT.BY