НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пред След

Новости

Высокоскоростная железная дорога

Автор: Панковец О. А.

TGV (c французского Train à Grande Vitesse, что переводится как «высокоскоростной поезд») – это сеть скоростной железной дороги во Франции, строящаяся с 1980-х гг. и к настоящему времени охватившая города на юге, западе и северо-востоке Франции. По такой же технологии были построены стыкующиеся с французскими бельгийские, швейцарские и итальянские линии. Поезда TGV развивают скорость до 320 км, в связи с чем конструкция путей сообщения несколько отличается от стандартных железных дорог. 

 

Строительство начинается с земляных работ. Основание трека вырезается в ландшафте при помощи скребков, бульдозеров, грейдеров и др. тяжелой техники. Сооружаются все стационарные структуры: мосты, эстакады, водопропускные трубы, тоннели, а также дренажные системы. Затем укладывается слой гравия, который уплотняется катками. Затем начинается первый этап прокладки полотна: козловой кран, продвигаясь по гравию, кладет по траектории колеи 18-метровые панели на деревянных шпалах. Эти панели кладутся «начерно», без особой точности и придания устойчивости, так как этот трек является временным. Затем рабочий поезд подвозит и сгружает на временные платформы длинные куски рельс (длина одного фрагмента может достигать 400 м). После этого на стройку подгоняют еще один козловой кран и состав с блоками шпал. Блок состоит из 30 двойных железобетонных шпал 2,4 м в ширину, и 250 кг весом каждая, между которыми выдерживается расстояние 60 см. Кран снимает временные панели и укладывает блоки шпал на гравийное основание. Наконец, специальный механизм приподнимает рельсы и укладывает в нужное положение на шпалах. Фрагменты рельс сваривают термитом.

Так как полотно для поездов TGV рассчитано на высокую скорость движения, при проектировании приходится закладывать большие радиусы поворотов (обязательное условие для поддержания скорости 320 км – радиус не менее 4 км, однако сейчас уже закладываются повороты с радиусом 6-7 км, с расчетом на повышение скорости движения в перспективе). В то же время для таких магистралей можно проектировать больший уклон, так как при движении с большой скоростью кинетическая энергия, накопленная поездом, позволяет без значительного роста энергопотребления преодолевать уклон до 40 промилле, а на спусках отключать тягу. 

Для более точной выправки пути глубже укладывается гравийный балласт и чаще кладутся шпалы, а рельсы имеют большую вертикальную жесткость, чем на обычных железнодорожных путях. Колея имеет стандартную для европейских дорог ширину в 1435 мм, однако движение обычных поездов по таким рельсам все же достаточно жестко ограничено. Во-первых, из-за наличия крутых уклонов и для уменьшения износа полотна действует ограничение на вес поездов, во-вторых, для сохранения пропускной способности трассы действует лимит минимальной скорости. Эти два ограничения, а также тот факт, что тяжелые грузы при перевозке могут потерять устойчивость и слететь с платформы, приводят к тому, что высокоскоростные железные дороги практически не используются для грузовых и грузопассажирских перевозок. В то же время специальные поезда TGV могут использоваться и на обычных линиях (при условии движения с меньшей скоростью).

Еще одна отличительная особенность линий TGV – вместо обычных сигналов, которые на такой скорости машинист просто не успевает воспринимать, используется система передачи информации путь-поезд: по рельсам передается информация о предписанной скорости движения и сигналы. Автоматика остановит поезд, если машинист вовремя не отреагировал на сигнал остановки.  

Из соображений безопасности (в частности, чтобы избегать выхода животных на пути), все пути TGV ограждены, а в населенных пунктах еще и звукоизолированы.

Copyright 2013. CrashCom
Каталог TUT.BY